МС5: ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА.
Некоторые музыкальные обозреватели классифицируют МС5 как "…первую группу 60-х, которая триумфально вошла в 70-е" - жесткое хард-роковое звучание квинтета и недвусмысленные тексты с акцентом на "анти-истеблишмент" во многом предопредилил стилистику не только панк-рока, но и современного металла. Сейчас это может показаться наивным, но музыканты МС5 искренне верили в то, что рок-н-ролл способен изменить мир и человечество к лучшему.
История распорядилась несправедливо. Как и в случае с YARDBIRDS, влияние, значение МС5 и распространенные ими флюиды, серьезно перевешивают их "музыкальные творения" и коммерческий успех, достигнутый группой. Многие поколения и поколения музыкантов считают МС5 своими духовными наставниками и учителями. Начиная с KISS и NEW YORK DOLLS, через панков SEX PISTOLS, DAMNED (последние на своем альбоме "MACHINE GUN ETIQUETTE" перепели их знаменитую "LOOKING AT YOU", сделав ее обязательным номером своей концертной программы), и до таких разноплановых коллективов как LOOP, SPACEMAN 3. Кроме того, именно панк-движение вернуло новому поколению сырую энергию, максимализм и радикализм настоящего рок-н-ролла MC5/STOOGES посредством кавер-версий и отдельных переизданий 70-х. Однако, несмотря на различные попытки в 70-х восстановить доброе имя МС5, запомнят их именно благодаря альбомам "KICK OUT THE JAMS" и "HIGH TIME".
"ELECTRA".
Если отделять реальную хронику событий от слухов, легенд и домыслов, то в течение 1968 года "ELECTRA" вела "разведку" в Детройте. "Фолк-ориентация" лейбла подходила к своей логической смерти. Детройт же был известен не только своим автомобилестроением, но и энергичным роком и "хулиганскими командами" типа "MITCH RYDER AND THE DETROIT WHEELS" и им подобными. Как показали последующие события, эксперимент оказался для фирмы не слишком успешным во всех отношениях, но если быть честными, то факт "подписания" групп MC5 и STOOGES компанией "ELECTRA" стал одним из краеугольных камней в истории рок-н-ролла.
Итак, наши герои - "MOTOR CITY FIVE" - как они сами себя первоначально окрестили - были частью детройтской клубной сцены, расцветшей пышным цветом во второй половине 60-х, вместе с такими коллективами как THE RATIONALS, THE AMBOY DUKES, SRC. МС5 собрались в 1964 году, будучи еще школьниками, тогда же группа определила и свою музыкальную "диету", состоящую из рок-н-ролльных и ритм-н-блюзовых боевиков, играемых несколько громче и жестче, чем следовало. ROB TYNER (вокал), WAYNE KRAMER (гитара) и FRED "SONIC" SMITH (гитара) были в коллективе с самого начала, в середине 1965 года к ним присоединились MICHAEL DAVIS (бас) и DENNIS THOMPSON (ударные), тогда же вновь собранная ритм-секция и закончила работу над композицией "BLACK TO COMM". Это было собственное, оригинальное творение группы, которое сильно отдалило МС5 от их гаражных корней в каком-то совершенно новом направлении. Не будучи выпущенной официально, эта вещь тем не менее была основополагающим моментом их выступлений и джазовых импровизаций.
К 1967 году МС5 уже были настоящими фаворитами в Детройте и его окрестностях. В это же время группа делает первые пробные шаги в области звукозаписи. Два номера - "ONE OF THE GUYS", собственная композиция группы, вместе с убедительной и драйвовой кавер-версией "I CAN ONLY GIVE YOU EVERYTHING" были записаны и выпущены синглом (SP) на AMG RECORDS. Было отпечатано 500 копий, и хотя кавер-версия была помещена по коммерческим соображениям на пластинку первой - A-side (top-side, или plug-side), "ONE OF THE GUYS" ничуть не уступала ей и демонстрировала сыгранность и способности группы во всей их красе.
В 1969 году, после того как МС5 ушли на "ELECTRA", AMG RECORDS переиздали сингл, удалив с него "ONE OF THE GUYS" и добавив композицию "I JUST DON'T KNOW", записанную, скорее всего, в ту же сессию, но затем отложенную в сторону. Вещь была результатом колллективного творчества МС5 и включала в себя их первое использование эффекта обратной связи, или так называемого "feedback". Критики же, в свою очередь, отметили прекрасное живое исполнение (это было уже позже). Все три позиции были вновь обнародованы в середине 70-х, будучи бутлегированными на GREASE RECORDS. Найти сейчас эти сорокопятки, конечно же, сложно. Только по ценам начала 90-х они стоили порядка 20-25 английских фунтов. Также все три трека были собраны на альбоме "BABES IN ARMS", который был выпущен в 1983 году на ROIR RECORDS, вначале только на аудио-кассетах, а позже переиздан и на компактах. К этому альбому мы еще вернемся. Найти его, естественно, гораздо проще, чем оригиналы синглов.
Год следующий - 1968-й - был ознаменован началом сотрудничества МС5 с JOHN SINCLAIR - местным радио ди-джеем и ведущим джазовой колонки в издании "DOWN BEAT". Также он был поборником таких авангардных джазовых музыкантов, как ARCHIE SHEPP и PHARAOH SANDERS, обоим которым, кстати, нравились МС5. Эта взаимная симпатия могла в дальнейшем стать настоящим партнерством. JOHN SINCLAIR стал менеджером и агентом группы, и вскоре МС5 приобрели репутацию "домашнего коллектива JOHN SINCLAIR", став рупором и проводником его политических организаций: TRANS-LOVE ENERGIES и позже WHITE PANTERS. Выступления группы производили настоящий фурор: задник сцены драпировался американким флагом, а во время концерта музыканты декларировали революционные лозунги. Как члены партии "WHITE PANTERS", МС5 были причислены к так называемым "новым левым" и обвинены "…в терроризме и растленнии молодежи путем пропаганды наркотиков и беспорядочного секса". Слова взяты из заявления вице-президентской комиссии, возглавленной SPIRO AGNEW. Это была своеобразная интерпретация одного из лозунгов Пантер: "DOPE, ROCK AND ROLL, AND FUCKING IN THE STREETS!" В этом же году, МС5 вместе с JOHN SINCLAIR отправились в Чикаго, на Национальную Конвенцию по правам человека, и во время студенческих волнений выступали на центральной площади города. Группа подверглась избиению со стороны полиции и последующему тюремному заключению. Практически для всех членов группы это был далеко не первый и не последний случай попадания за решетку. Везде и всюду МС5 воевали с законом, проиграв, в конце концов, ему по всем позициям.
На тот же момент первоочередной задачей JOHN SINCLAIR стал выпуск следующего сингла МС5. Записанный в январе 1968 года, он вскоре увидел свет на A2 RECORDS и был сделан в манере предыдущих. Вошедшими композициями стали "BORDERLINE/LOOKING AT YOU". Сорокопятка сопровождалась специальной коллаж-обложкой, и оригинальные копии найти сейчас практически невозможно, хотя французская фирма "SKYDOG" "пиратски" переиздала его в 1979 году. Отыскать подобное издание сейчас проще, но оно отличается другой картинкой на обложке. Номера на пластинке и на конверте не совпадают, а в названии на первой стороне присутствует ошибка: "BORDELINE". Возможно, это была халатность лейбла, а может, это было сделано специально, чтобы сделать издание коллекционной редкостью.
"РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ".
В начале 1968 года МС5 выпустили ограниченным тиражом сингл "BORDERLINE", который быстро разошелся. Их популярность в Детройте и его окрестностях неуклонно росла, что и привело фирму "ELECTRA" в Город Моторов. В этом же году происходит рост политической активности группы. Хотя многие критики справедливо указывали на то, что в репертуаре группы отсутствовали вещи, посвященные, например, Вьетнаму или правам человека - двум наиболее острым проблемам того времени. Может быть, за исключением "MOTOR CITY IS BURNING". Музыкально, они обгоняли тогда многие коллективы местной сцены и расширились до состава в 6 человек, "рекрутировав" в свои ряды BROTHER J.C. CRAWFORD, чьи безумные "речевки" открывали теперь их концерты. И в середине года "ELECTRA" подписала с группой контракт. Вскоре после этого, фирмой были организованы и проведены два "живых" выступления МС5 в их "резиденции" "GRAWDE BALLROOM" в Детройте. Оба концерта, проходившие 30 и 31 октября, были записаны и вошли на дебютный альбом МС5 "KICK OUT THE JAMS". Поскольку на окончательном варианте присутствует только 8 вещей с обоих концертов, остается предположить, что в запасниках "ELECTRA" осталась масса неизданного материала, который ничем не уступает выпущенному альбому. Туда могут входить "BLACK TO COMM", версии "STORMY MONDAY BLUES", "BORN UNDER A BAD SIGN", "I BELIEVE TO MY SOUL", "BALLAD OF A THIN MAN" (эта вещь представляла собой смесь двух джазовых композиций - "UPPER EGYPT" и "TUNGI") и, возможно, номера, присутствовавшие на других выступлениях того же периода.
Вышедшая в 1969 году, пластинка просто ошеломила общественность и буквально не поддавалась описанию. "Такого еще не было!". Даже сейчас драйв МС5 не покрылся "пылью веков" и по-прежнему представляет их как самую громкую, энергичную и радикальную группу своего времени. Да и не только своего.
ROB TYNER: "…Мы были панками задолго до панка, новой волной задолго до новой волны, металлом до металла, мы были даже МС намного раньше Хаммера…"
Сейчас дебютная пластинка МС5 - бесспорная классика, один из основополагающих альбомов в истории рок-н-ролла. Начиная с заглавных "KICK OUT THE JAMS" и "RAMBLIN' ROSE", через "COME TOGETHER" и "I WANT YOU" (эта вещь не имеет ничего общего с одноименной композиций группы TROGGS) и до "BORDERLINE" со "STARSHIP".
WAYNE KRAMER: "Ну уж Вы и скажете: "На века!" Мы же не создавали нечто такое, что должно было остаться на тысячелетия. Наша музыка не пирамида, она больше похожа на перышко на ураганном ветру…"
К этому времени проблемы, которые преследовали группу на протяжении всей ее карьеры, в очередной раз серьезно обнажились, что привело к появлению двух вариантов альбома.
Оригинальная штатовская печать содержала "нецензурную" версию вещи "KICK OUT THE JAMS", которая начиналась с боевого клича МС5: "KICK OUT THE JAMS, MOTHERFUCKERS!". В последующих изданиях ее заменили на: "KICK OUT THE JAMS, BROTHERS AND SISTERS!". Менее спорная версия пластинки стала единственной, выпущенной в Соединенном Королевстве.
Кроме того, недвусмысленные высказывания JOHN SINCLAIR, напечатанные на развороте альбома были также удалены с последующих выпусков пластинки, возможно для того, чтобы сгладить ее слишком "революционную" атмосферу. В середине 70-х годов американские копии с "MOTHERFUCKERS"-версией и "нецензурной" статьей имели просто бешеный успех.
Заглавный номер с альбома был выпущен как сингл и поднялся в хит-парадах по обе стороны Атлантики: в Америке и в Англии. Штатовская промо-версия сингла имела белое яблоко и носила гордый номер МС5-1. Другой стороной сингла стала композиция "MOTOR CITY IS BURNING". Второй сингл "RAMBLIN' ROSE/BORDERLINE" был выпущен только в Британии. Фактически, альбом даже лучше продавался на Туманном Альбионе, чем на родине музыкантов. Некоторые американские критики просто атаковали пластинку (изменив свое мнение несколько лет спустя!), а реакция на юге страны была откровенно негативной. Так, например, QUICKSILVER MESSENGER SERVICE, коллектив из Сан-Франциско, отказались играть в сборном концерте с МС5, а STERLING MORRISON из "VELVET UNDERGROUND" заявил, когда сравнили МС5 и "VELVET": "Ваше сравнение отправляет меня на свалку истории, а это преждевременно…"
ВОЗМЕЗДИЕ.
Но проблемы наших героев только начинались. В апреле 1969 года один из крупных пластиночных магазинов в Детройте "HUDSONS" освободил свои прилавки от альбома МС5, посчитав его непристойным. Пластинки просто вывалили грудой на мостовую. В отместку группа поместила в местной андеграундной газете "ANN ARBOR ARGUS" объявление со следующим текстом: "…Kick in the door if the store won't sell you the (MC5) album…Fuck Hudsons!!!", самостоятельно добавив в правом верхнем углу лого "ELECTRA". Магазин не остался в накладе и удалил всю продукцию "ELECTRA" со своих витрин. Это в свою очередь побудило JAC HOLTZMAN, продюсера первого альбома группы, расторгнуть контракт с МС5, что имело позже неожиданный эффект.
Прошло еще несколько недель затаенной вражды, после чего, благодаря каким-то невероятным "мистическим" событиям, произошедшим в одной из студий "ELECTRA" (извините, но "ROLLING STONE" не предоставил нам никакой более детальной информации), МС5 отослали HUDSONS-афишу теперь уже в офис "ELECTRA". Через несколько дней, когда шумиха утихла, JERRY WEXLER из "ATLANTIC RECORDS" заявил в одном из своих интервью: "Мы берем их!".
Чем МС5 и воспользовались. А вскоре началась работа над вторым альбомом. Вначале необходимо было найти продюсера, и JOHN SINCLAIR предложил JON LANDAU, который на тот момент был респектабельным журналистом и периодически печатался в "ROLLING STONE" и "CRAWDADDY". Кстати, в начале 90-х он был менеджером BRUCE SPRINGSTINE. Результатом этого сотрудничества стал альбом "BACK IN USA". Естественно, классика, но диаметрально отличающаяся от предыдущего творения коллектива. Звук стал чище, не такой неистовый и более "оседланный", укрощенный - сказалась любовь LANDAU к музыкальной продукции лейблов "STAX" и "VOLT". Он же навел и дисциплину в студии. Но если авангардная сторона музыки MC5 на этом альбоме отошла в тень, то с другой стороны "BACK IN USA" продемонстрировал более чем просто способность группы работать в новых условиях. Грустно, что JOHN SINCLAIR с ними не смог. Дело в том, что за хранение "символической" дозы наркотиков он был осужден на 10 лет лишения свободы, но был выпущен уже через 2 года. Отношения группы с JOHN SINCLAIR вскоре испортились, и понадобились годы, чтобы они наладились вновь. "Активист" же моментально нашел себе покровителя в лице Джона Леннона, который и не скрывал своих симпатий к нему. А на альбоме "SOME TIME IN NEW YORK CITY" поместил композицию "JOHN SINCLAIR". В 1972 году JOHN SINCLAIR FREEDOM RALLY выпустили под псевдонимом UP сингл "FREE JOHN NOW/PRAYER FOR JOHN" (RAINBOW 22191), но MC5 к этому релизу уже не имели никакого отношения.
Выпущенный в 1970 году, альбом "BACK IN USA" был украшен 2 рок-н-ролльными фаворитами группы: "TUTTI FRUTTI" и "BACK IN USA". Каждый трек альбома был роскошен. Заново записанная "LOOKING AT YOU", трилогия "CALL ME ANIMAL", "AMERICAN RUSE", "SHAKIN' STREET", подростковая драма "HIGH SCHOOL". Единственной вещью, сделанной в свободной фри-джазовой форме, столь любимой группой, стала "THE HUMAN BEING LAWN MOWER". Из всего альбома она наиболее соседствует со "STARSHIP" с их дебюта. Этот номер стал своеобразным прощанием музыкантов с политическим радикализмом и эпохой JOHN SINCLAIR, но группа осталась по-прежнему настроенной решительно. Теперь их объектом стали не политические фигуры, а новое подрастающее поколение - teenage - которое в тот момент еще не выбрало PEPSI и все сопутствующие атрибуты. MC5 вернулись к проблемам, описанным еще Эдди Кокраном в его знаменитом "SUMMERTIME BLUES".
ROB TYNER: "Рок-н-ролл будет существовать до тех пор, пока ребята хотят сбежать из дома, пока им нужно будет местечко пообниматься и пообщаться с себе подобными, пока они будут ссориться с родителями…"
"АБСОЛЮТНЫЕ ЧАЙНИКИ".
В Штатах и в Европе с "BACK IN USA" было выпущено 2 сингла (в Британии, кстати, ни одного). "TONIGHT/LOOKING AT YOU" и "SHAKIN' STREET/AMERICAN RUSE". Из этих 2 синглов только "TONIGHT" отличался от альбомных версий. У одноименной композиции на "семерке" вступление длилось несколько дольше, и возможно именно сингловая версия присутствует на вышеупомянутом сборнике "BABES IN ARMS". На нем же присутствует версия "SHAKIN' STREET", обозначенная как out-take, хотя, судя по всему, это обычная сингловая версия.
"BACK IN USA" был вообще лучше принят, чем "KICK OUT THE JAMS". Критики высоко оценили эту пластинку, назва ее "лучшим хард-роковым альбомом всех времен и народов". Однако продажа диска шла плохо. Некоторые из членов группы были обескуражены тем "вычищенным" звуком, который им сделал продюсер JON LANDAU. Поэтому их следующий релиз 1971 года, "HIGH TIME", был самостоятельной, сознательной попыткой группы соединить в единое целое две различные стороны своего стиля, представленных, соответственно, на первом и втором альбомах. Пластинка была более ориентирована на джаз-рок. Эту работу МС5 продюсировали сами.
ROB TYNER: "Продюсер - это диктатор, который ничем не рискует, утверждает, что знает вкусы слушателей и вечно хочет изменить в альбоме концовку… Поэтому неудивительно, что мы продюсировали HIGH TIME сами…"
ROB TYNER: "Не помню, как мы его записывали. В памяти все размыто, как клякса. Вряд ли Вам скажут что-то конкретное остальные члены группы. Там, в голове, за определенным порогом, в памяти начинается Атлантида, если вы понимаете, о чем я…"
На момент записи альбома к основному центру - MC5 - добавилось несколько джазовых музыкантов из Детройта. Однако, несмотря на прекрасные моменты альбома, так называемые highlights - OVER AND OVER, POISON, SPUNK, убивающие просто наповал - хорошо чувствовалось, что они представляют собой работу отдельных участников группы, нежели чем коллективное творчество. Все музыканты, кроме MICHAEL DAVIS, представили материал, но соавторство отсутствовало, возможно поэтому, альбому не хватало "единства". Тем не менее, "HIGH TIME" был очень сильной работой МС5, а по мнению многих - их лучшей, но публика ее снова проигнорировала. Вскоре "ATLANTIC" расторгнули контракт с группой.
Пытаясь исправить положение, МС5 отправились в Европу, где они всегда были в большем почете, чем на родине в Детройте. Особо тепло их принимали во Франции. В планы группы входило поработать с ROHAN O'RAHILLY. Воодушевленные приемом, они дали несколько ошеломляющих выступлений, в частности на PHUN CITY ROCK FESTIVAL, совершили турне по Скандинавии, Франции, Дании, Германии. Однако где-то "по дороге" от группы откололся MICHAEL DAVIS. Газетные репортажи противоречиво сообщали о том, что он "…то ли остался в Европе и решил временно уйти из музыки, в то время как MC5 вернулись в Штаты, то ли сам возвернулся в родные пенаты…", в то время как остальные базировались в Лондоне и укладывали на ленты то, что должно было стать "лебединой песней" MC5. Два номера, записанные группой в ее любимой манере - авангардно-джазово-психоделической свободной форме и являющиеся логическим продолжением того курса, который команда взяла на "HIGH TIME". Обе композиции были представлены на звуковой дорожке к фильму "GOLD", выпущенной в 1972 году на MOTHER RECORDS. Уже сразу после выпуска пластинки ее невозможно было найти, а сейчас она стоит просто баснословных денег. И хотя группа записала материала, достаточного на целый альбом, будущее проекта "GOLD" было прервано периодом вялотекущего полураспада. Фактически, ROB TYNER ушел из группы в процессе их европейского турне. Он прокомментировал свой уход следующим образом: "Шоу-бизнес - дело зловещее, гротескное. Это гибрид футбола и борделя." Обязанности вокалистов были возложены на FRED "SONIC" SMITH и WAYNE KRAMER, это хорошо слышно на бутлеге "KICK COPENHAGEN". Попытки группы "заземлиться" в Англии не удались, поэтому вскоре MC5 вернулись родной Детройт, где впоследствии распались. Здесь необходимо сделать маленькое отступление.
В марте 1972 года в студии HEROUVILLE CASTLE, во Франции, группа записала в один заход так называемый "ONE DAY LIVE IN STUDIO", выпущенный потом в виде альбома на французском лейбле "SKYDOG" под названием "THUNDER EXPRESS" (с добавлением вещей с первых синглов). MICHAEL DAVIS на этой сессии уже отсутствовал, а на басу вместо него играл STEVE MOORHOUSE. В процессе записи проводились видеосъемки, которые впоследствии использовались в фильме, посвященном MC5: "THUNDER EXPRESS". Туда вошло две композиции - одноименный "THUNDER EXPRESS" и "KICK OUT THE JAMS". Этот 15-минутный ролик и участие в "BEAT-CLUB" на германском телевидении с "KICK OUT THE JAMS" - одни из немногих видеоматериалов, оставшихся от МС5, доживших до наших дней и более-менее доступных широкому слушателю.
Кроме того, группа поддержала выступление Сида Барретта в составе группы "STARS" в феврале 1972 года в Кембридже. Это был один из немногочисленных концертов "Безумного Шляпника" со времен его выдворения из "PINK FLOYD".
Итак, группа вернулась в Детройт. ROB TYNER ушел и занялся фотографией и журналистикой. То, что оставалось от коллектива просто развалилось само по себе. Возможно, музыканты просто выдохлись. А может быть, сыграло свою роковую роль то, что предполагаемый контракт с "ROULETTE" провалился. (Была попытка записать альбом "THE MC5 LIVE ON SATURN", оставленная членами группы в самом зародыше). Тем не менее, сразу после распада MC5, легенда стала расти как на дрожжах. Сами же участники группы считали, что возрождать МС5 - занятие неблагодарное и занялись сольными проектами.Продолжение
ПРОФЕССОР
В публикации были использованы материалы изданий
"UGLY THINGS", "RECORD COLLECTOR", "MUSIC COLLECTOR",
а также архивы радиопрограммы "Больница Британия"
Впервые опубликовано в журнале "FUZZ", №7-8, 2000 г. |