Оппозиция

Новости

Релизы

Галерея

Графомания

Linkz

Делать

Гостевая

Персонажи

Sales

Сокол.
Хроника легендарной московской бит-группы.

     Одна из самых первых советских групп – Сокол – была основана в конце 1964 г. Юрием Ермаковым. В первый состав группы вошли музыканты: Игорь Гончарук – гитара, Слава Черныш – клавишные, Валерий Сиротский – гитара; Сергей Тимашов – ударные. Два последних участника незадолго до этого входили в группу Brothers, с чьим появлением в 1963 году общепринято связывать начало советской рок-музыки. Первые публичные выступления Соколов состоялись в начале 1965 года, в ДК "Измайлово". Коллектив сразу же стал пользоваться огромным успехом у публики, и уже во время ноябрьских праздников группа играла в фойе Дворца спорта в Лужниках на танцах. Первый репертуар составляли песни Elvis Presley, Bill Haley и The Beatles. Примерно тогда же, в начале 1965 года, возникла еще одна "русская" группа – Славяне – организованная Александром Градским. Между Соколами и Славянами сразу же возникла конкуренция. И если группа Градского исполняла, в основном, репертуар Beatles, то Сокола больше ориентировались на Rolling Stones, а впоследствии Monkees.

     Юрий Ермаков – бывший руководитель Соколов: "…В Москве Сокол, наверное, был действительно первой серьезной рок-группой. Он появился в 1965 году. До нас, правда, существовала такая группа Brothers, но это была еще полуресторанная команда – они с равным успехом играли и Beatles, и цыганочку. Brothers первыми стали использовать электрогитары, но своего репертуара у них еще не было. Импульс всем дали Beatles. Они первыми создали образ группы как таковой. Мы, конечно же, слушали раньше и Элвиса Пресли и Чака Берри, но они воспринимались как супермены. А Beatles – это было уже совсем другое, они выглядели как "свои ребята" – что было очень важно для общего духа тех времен. В музыке мы старались никому не подражать, но нам ближе были Rolling Stones, Cream, Pretty Things. В целом, основное влияние на московский рок 60-х годов оказали, пожалуй, Stones – по культуре и по духу они были ближе молодым москвичам, чем Beatles. Как-то органичнее казалось играть более блюзовую, грубоватую музыку."
     Энди, барабанщик подмосковной группы Скоморохи (не путайте со Скоморохами Градского!), вспоминал: "Один раз Скоморохи даже выступали вместе с Соколами. Я хорошо запомнил этот концерт, мы сыграли там две или три вещи. А Сокола были просто молодцы. Особенно меня потрясла их мощная версия композиции Strange Brew, с альбома Cream “Disraeli Gears”..."
     Воспоминания одного из зрителей "живого" выступления Соколов: "…Вообще-то, я никогда не любил биг-бит, и уж тем более группы, которые его исполняли. Больше предпочитал отдельных артистов: Элвис Пресли, Пол Анка, Билл Хэйли и т.д…
     …На концерт Соколов я попал случайно. Зная мою любовь к рок-н-роллу, меня туда затащили мои знакомые – Феликс "сотоварищи" – пластиночные спекулянты, или "дискачи", как их тогда называли.
     По-моему, это была зима 1966 года. Хотя, память может уже "ловчить". Дело происходило в каком-то тихом, фабрично-заводском районе Москвы, в местном кафе-стекляшке. На здании не висело никаких афиш, а окна заведения были плотно зашторены. Все объяснялось достаточно просто – это было "левое" выступление, "халтура", а рок-н-ролл был просто "под запретом". И в случае обнаружения концерта, его организаторам и музыкантам могли инкриминировать статьи за "незаконную предпринимательскую деятельность и идеологическую диверсию – пропаганду западных ценностей". Поэтому на концерт собрались только специально приглашенные лица. Не помню, платили ли мы что-нибудь за вход, а может быть даже, что и друзья заплатили за меня. Но в зале стоять было нельзя, необходимо было сесть за столик. "Посадочное место" стоило 4 рубля. Для среднезарабатывающего человека это была немалая сумма по тем временам. Кроме меня за столиком размещалось еще 3 человека. Итого – 16 рублей. За эти деньги нам полагалась бутылка коньяка на всех и порция салата каждому.
     Сам концерт я не очень хорошо помню. Не помню, как он начался, но очень хорошо запомнил свои ощущения. Это был настоящий, громкий, примитивный, неотшлифованный, напористый рок-н-ролл. В ресторанах и других подобных публичных местах в те времена звучала в основном советская эстрада или песенки "стран народной демократии" – Венгрии, Болгарии и т.д. А здесь было совсем другое. Публика, в особенности девушки, вначале была даже немного ошарашена. Но очень скоро все заведение стало больше похожим на вертеп. Это была какая-то эйфория, фантастическая атмосфера. Звук 2-3 обычных электогитар чуть не сносил с места скромную "стекляшку". Я вскочил на стол и устроил первобытные рок-н-ролльные танцы, плясал, попросту извивался под музыку, больше подчиняясь своим эмоциям, нежели чем рассудку, полностью затуманенному новым звучанием и всеобщим воодушевлением.
     Спускаясь в сортир, я продолжал слышать, что происходило в зале, и даже потолок у меня над головой вибрировал. Люди никогда прежде не испытывали ничего подобного, полный экстаз!
     А тем временем рок-н-ролльные боевики Чака Берри и Битлз в исполнении Соколов сменялись композициями Элвиса Пресли в исполнении парня, которого звали Red. Особенно проникновенно он исполнил You are my destiny Пола Анки. В течение двух часов, пока длился концерт, Сокола и Red поочередно выступали, сменяя друг друга.
     И был еще один очень важный момент. На том выступлении присутствовал фотокорреспондент. С короткой стрижкой и в белом плаще, я его заприметил еще в самом начале вечера. Во время концерта в полутемном зале периодически сверкали магниевые вспышки – я догадался, что это он делал снимки для прессы. Впоследствии, очерк (с фотографиями!) об одном из выступлений Соколов появился в одном из американских периодических журналов – Time или Newsweek – не помню, но статья осталась в моем личном архиве.
     Концерт закончился тихо и даже немного резко. На сцену вышел человек и просто сказал, что "…вечер закончен, всего доброго!". Получилось почти как у Булгакова: "Маэстро! Урежьте марш!". Все потянулись к выходу и стали тихо расходиться. И заметьте, не было никакой милиции.
     Это был единственный раз, когда я побывал на концерте Соколов. Однако после него я не заинтересовался ни их следующими выступлениями, ни историей и судьбой группы, ни музыкой, которую они исполняли. Но я хорошо запомнил атмосферу того фантастического вечера. Я тогда испытал нечто большее, чем оргазм!"

     В сентябре 1966 года в лагере "Спутник" под Сочи музыканты сочинили и исполнили одну из первых песен на русском языке – Где тот край, а вскоре появились другие вещи: "психоделический" Теремок, Солнце над нами, ставший гимном московских хиппи, и многие другие.

     Юрий Ермаков: "…Хиппи у нас тогда были. Они носили длинные волосы, рисовали цветочки на лицеи часто прихоодили на концерты Соколов. Прямых контактов у нас с ними не было. Но само движение Flower Power дало толчок "цветочной" тематике текстов наших песен, их основной идее – что возможности добра безграничны. И наша песня Солнце над нами стала в те времена прямо-таки настоящим гимном московских хиппи."

     В 60-е годы администрация каждого предприятия общественного питания могла еще сама определять культурную программу, которая это питание сопровождала. Дирекция сама заключала договоры с музыкантами. Эту "схему" тогда еще не успели забюрократизировать, и, благодаря ей, некоторые московские кафе ("Молодежное", "Синяя Птица", "Времена Года") стали на некоторое время центрами современной молодежной музыки. Однако, по настоянию столичного общепита, Московский горком комсомола решил взять под контроль пестрый мир новых молодежных увлечений, и в 196? году в Москве был организован первый бит-клуб. Под "штаб-квартиру" клуба было выделено кафе "Молодежное", на улице Горького. В 1967 году Сокола стали признанными лидерами в московском бит-клубе. Впоследствии клуб переехал в кафе "Синяя Птица".
     Выступления Сокола проходили и на репетиционной базе коллектива – ДК "Энергетик" Группа собирала огромные толпы поклонников, которые были готовы платить десять рублей, чтобы услышать своих кумиров. К началу 1968 г. состав команды стабилизировался. Ушел Сиротский; Тимашова за барабанами сменил Виктор Иванов. В конце 1968 года Сокол имел уже собственную концертную программу из двух отделений, большая часть песен была написана Ермаковым и Гончаруком на русском языке. Популярность группы объяснялась еще и тем, что она первой в Москве начала экспериментировать со светомузыкой. При этом практически вся аппаратура в те времена была самодельной.

     Юрий Ермаков: "…В шестьдесят восьмом появились новые влияния – Pink Floyd, Hendrix… Проблемы аппаратуры тогда решались стихийно-романтически. Например, мы вдруг узнали, что в Казани продаются немецкие электрогитары – собрали деньги, снарядили барабанщика, он съездил, привез. У Игоря Гончарука была чешская акустическая шестиструнка – переделали ее на четырехструнку, поставили датчик – так появилась бас-гитара Гончарука. Динамики мы собирали сами – у Сокола был свой радиоинженер, который всем этим занимался. Детали доставали отовсюду, откуда только было возможно..."

     Именно в это время группа записала музыку к очень известному мультфильму Хитрука "Фильм, фильм, фильм", которая до сих пор считается визитной карточкой ансамбля, так как других его записей практически не осталось. Хотя, согласно различным источникам, в процессе сессий звукозаписи были записаны и другие композиции из репертуара Соколов, как собственного сочинения, так и кавер-версии известных английских и американских "боевиков". Записи позднее ходили "по рукам" на катушках.

     Юрий Ермаков: "В те времена существовала еще такая группа Миражи – они также пытались петь на русском. И что характерно: пока у них шел инструментал, все звучало отлично, а с вокалом сразу сбивались, получалось некрасиво. Русские тексты с трудом ложились на ритмическую структуру рока... Однажды в 1968 году мы даже выступали вместе с Высоцким в каком-то институте: отделение – Высоцкий, отделение – Сокол. Это были абсолютно разные направления. Мы достаточно равнодушно встретились и разошлись – каждый занимался своим делом. А аудитория с энтузиазмом приняла и Высоцкого, и Сокол..."

     В 1969 году Сокола, по не зависящим от них обстоятельствам, остались без собственной аппаратуры, из-за чего концертная деятельность сократилась. Эпизодически ансамбль играл еще до 1973 года, а затем прекратил существование.
     В 1974-1975 году Юрий Ермаков был приглашен на роль лидер-гитариста в команду Тролли, которая к тому времени получила новое название Воспоминание О Будущем. Группа стала работать в стиле арт-рок, нью-эйдж. В 1984 году, "в связи с нерентабельностью", Тролли также распались, просуществовав 17 лет в любительском статусе.

     ПРОФЕССОР
     В публикации были использованы
     архивы радиопрограммы "Больница Британия".

ПЕРЕПЕЧАТКА МАТЕРИАЛОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛЮБОЙ ФОРМЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ И В ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ, БЕЗ ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ
©2001 Информационный портал BOOGEYMAN.NAROD.RU All rights reserved.

Оппозиция

Новости

Релизы

Галерея

Графомания

Linkz

Делать

Гостевая

Персонажи

Sales

Hosted by uCoz